Сломанная жизнь. Челябинец по ошибке провёл 10 лет в интернате для умалишённых

Из-за ошибки врачей мужчина 10 лет провёл в специнтернате и в психиатрической больнице. 24-летний житель Челябинска Александр Смольников через суд пытается добиться компенсации за неправильный диагноз, который ему поставили ещё в детстве.

Вся его история — это борьба, причём начиная с самого раннего возраста. Жизнь Александра похожа на фильм ужасов. Когда Александру исполнилось пять лет, его родителей лишили родительских прав и ребёнок оказался в детском доме вместе со старшей сестрой и братом. Родители сильно пили, отец часто избивал мать. Вскоре умерла мама, а через несколько лет и отец.

По словам Александра, в те годы создавались временные комиссии по делам образования, которые проверяли умственное развитие сирот и давали рекомендации, по какой программе обучать детей. Спустя два года в детский дом приехала комиссия при Управлении образования Челябинска (сейчас это областной центр диагностики и консультирования).

Фото: © L! <p>Александр с фотографией матери.  Фото: © L! FE</p>

Семью разъединили: старшую сестру и брата оставили учиться в детском доме по обычной общеобразовательной программе. Комиссия заключила, что Александр умственно отсталый, а значит, должен учиться в специализированном интернате по особой программе. Саша же попал в школу-интернат для умственно отсталых детей.

Если бы у Саши были родители, то они могли бы не прислушиваться к мнению членов комиссии и отдать ребёнка в обычную школу. Решение комиссии носило исключительно рекомендательный характер. Но в случае с сиротой решение принимает опекун — директор детского дома.

— В тот же день я оказался в его ненавистных стенах. — Я помню, как в детском доме при мне воспитатели сказали: "Переводим Александра Смольникова в школу-интернат № 9", — рассказывает Александр.

Жизнь в интернате

Но преподаватели словно не замечали, что ребёнок отличается от своих однокашников и ему не место в этом заведении. В интернате мальчик первым в своей группе выучил букварь, ему нравилась литература, он учил стихи.

Как рассказывает Александр, воспитанники школы-интерната должны проходить обследование в психоневрологической больнице, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.

Нас лупили палками, ломали о нас вешалки, вызывая психопатический синдром, который станет основанием для госпитализации в неврологической больнице, — говорит мужчина. — Я считаю, что меня готовили к этой больнице во всех смыслах.

Фото: © L! <p>Множественные грамоты Александра.  Фото: © L! FE</p>

Воспитатели при малейшей провинности могли вылить на него сок, а однажды окатили тремя литрами киселя. Взрослый мужчина сегодня с болью в голосе вспоминает об издевательствах. Ребёнка выставляли голым на улицу, били по голове.

Александр вспоминает, что даже тогда, когда он и его друзья уже были подростками, воспитатели продолжали называть их дебилами и дегенератами.

Вы никому не нужны, выйдете из стен интерната и пропадёте", — рассказывает Смольников. — Нам постоянно повторяли: "Вас бросили мамашки-алкашки, и теперь ваше воспитание в наших руках.

Туда же отправлялись те, кто не выдерживал пыток и сбегал из школы-интерната. По его словам, ребята, которые вступали в споры с воспитателями, быстро попадали в психушку. Их ловила полиция, возвращала воспитателям, а те, в свою очередь, направляли беглецов в психоневрологическую больницу на несколько месяцев.

В немилости у медицины

В ноябре 2006 года Александр и сам оказался в диспансере для того, чтобы врачи смогли подтвердить или опровергнуть его диагноз.

Так называется палата, где круглосуточно горит свет, стоят жёсткие койки, а санитарка не сводит глаз с новичка, отмечая особенности его поведения. Когда пациент попадает в такое учреждение в первый раз, его помещают в комнату надзора.

Врачи решили, что у парня лишай, и отправили его в изолированный бокс, прописав мазь для лечения. Здесь Александр провёл один день, после чего медики нашли у юноши кожное заболевание. Но покраснения постоянно чесались и подросток хотел поскорее избавиться от этой напасти. Позже выяснилось, что болезнь не заразная, и Александр оказался в общей палате. Из-за своей настойчивости юноша, сама того не понимая, впал в немилость у медперсонала. Он постоянно напоминал медсёстрам о том, что ему нужно помазать кожное раздражение или что пришло время принимать таблетки.

В очередной раз, когда медсестра отмахнулась от его просьбы с лечением сыпи, подросток разозлился.

И вообще, расскажу врачам, что вы меня не лечите, — вспоминает Смольников. — Я сказал, что в следующий раз у меня не будет времени принимать лекарства.

Вскоре она вернулась за ним и повела на укол. У Александра и медсестры завязалась ссора, и женщина воскликнула, что подросток её замучил. После процедуры в глазах подростка помутнело и он с трудом добрался до палаты. Юноша не знал, что за лекарство ему ввели. Оказалось, что медсестра ввела ему аминазин — мощный нейролептик с седативным эффектом.

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев</p>" data-layout="wide" data-extra-description="<p>Пациенты на прогулке в психоневрологическом интернате. <p>Пациенты на прогулке в психоневрологическом интернате.  Фото: © РИА Новости / Илья Питалев</p>

Ему регулярно давали это сильнодействующее лекарство. Два с половиной месяца, которые Александр провёл в больнице, прошли как в тумане. Медики подтвердили решение комиссии управления образования и заключили, что Александр умственно отсталый. Врачи проводили обследование в один из таких дней.

Я не мог идти по коридору, ноги подкашивались, меня пришлось вести под руки. — Моя двоюродная тётя пришла меня навестить и увидела в таком состоянии. Тётя плакала от ужаса, — вспоминает Александр.

В интернат подросток вернулся уже с подтверждённым после больницы диагнозом "умственная отсталость".

Новый диагноз

Диагностика ничем не отличалась от тех, которые юноша проходил раньше. В 2011 году Александру вновь пришлось лечь в другую психбольницу, но на этот раз для того, чтобы пройти комиссию для военкомата. Но в этот раз не было никаких таблеток и врачи признали Александра здоровым, но ограниченным для прохождения военной службы из-за астмы.

Они поставили мне диагноз: смешанное расстройство поведений и эмоций. — Врач больницы сказал, что я не умственно отсталый. Но такой диагноз у большинства детей из интерната, — рассказывает Смольников.

Юрченко</p>" data-layout="wide" data-extra-description="<p>Фото: © РИА Новости / М. <p>Фото: © РИА Новости / М.  Юрченко</p>

Но при этом оставлять умственную отсталость у них не было оснований, — говорит Смольников. — Но врачи сказали, что до 18 лет они не могут полностью снять мне диагноз, потому что у меня есть опекун — директор школы-интерната.

Отметив своё совершеннолетие, юноша первым делом отправился на обследование и получил долгожданное заключение — психических отклонений нет.

"Если бы сложилось по-другому, я бы только учился"

Александр часто задумывается о том, как могла сложиться его жизнь без злополучного заключения комиссии в детстве.

— Сейчас я работаю мерчандайзером в крупной компании. — В таком случае у меня было бы образование, которое дало бы мне выбор профессии по моему желанию, я бы нашёл себя, — говорит Александр. Но я ограничен в карьерном росте, потому что везде нужна специальность.

По программе общеобразовательной школы это уровень четвёртого-пятого класса. У Александра есть свидетельство об окончании школы-интерната определённого вида. Александр умеет читать и писать, но ничего не знает об алгебре, физике и других науках.

Ему и его одноклассникам можно получить только две специальности — штукатур-маляр и швея. После интерната молодой человек поступил в техникум.

— И я очень хочу, чтобы эта система была изменена и дети не попадали туда по ошибке. — Сейчас я хочу получить образование и компенсацию за свои страдания, — говорит Смольников.

Таким образом можно было осваивать и запрашивать деньги из федерального бюджета. По мнению Александра, он стал жертвой системы, когда областные центры диагностики и консультирования специально выносили заключения об умственной отсталости детей, чтобы наполнять спецучреждения.

Фото: © L! <p>Александр у себя дома.  Фото: © L! FE</p>

Но конвейер не останавливается и сейчас. Он рассказывает, что при нём в интернате жили 200 воспитанников, каждый год выпускалось около 20 ребят и поступало примерно столько же.

У кого психика оказалась слабая, сидят в тюрьмах. — Я со многими общаюсь, многим сняли диагноз, они завели семьи, работают. В моей школе-интернате № 9 находится уже не 160, а 80 человек, — рассказывает Смольников. Сейчас все детские учреждения переданы от Минобразования в Минсоцзащиты и количество детей в этих учреждениях резко сократилось. Я иногда захожу в интернат за бумагами и вижу детей, которые не подходят под этот диагноз. — Но комиссия по-прежнему ошибается. Такая система рушит жизни.

Дело жизни

Он и его юрист Денис Резниченко подали иск в Центральный районный суд Челябинска для взыскания компенсации морального вреда размером в 700 тысяч рублей. Александр намерен бороться до конца. Ответчики — Комитет по делам образования города Челябинска и областной центр диагностики и консультирования.

Фото: © L! <p>Александр у себя дома с юристом Денисом Резниченко.  Фото: © L! FE</p>

Детский дом утверждает, что передавал все документы своим воспитанникам, — говорит юрист. — Мы хотим увидеть решение комиссии за 2001 год, но его нет. — Сейчас ответчики утверждают, что Александр уничтожил тот протокол комиссии.

Последнее слушание прошло 29 августа. Ранее, по мнению судьи, мужчина был обязан доказать, что был здоров в детстве, пока жил в интернате. Решение о проведении экспертизы было отозвано из-за того, что Министерство образования не согласилось его оплачивать.