Подушка-убийца. Миллионы водителей в России оказались под угрозой

Что такое отзывная кампания?

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Особенно этим грешат производители электроники и других технически сложных устройств, к которым как раз и относятся автомобили. Каждый производитель делает ошибки. Вскрываются такие неприятности как службой тестирования и проверки завода (да, есть и такие), так и в крупных и не очень авариях. Суть в том, что деталей в автомобиле столько, что ошибиться можно даже в мелочах, например в проводах для магнитолы, защёлке ремня безопасности и много где ещё. Не очень крупные аварии устраивают независимые агентства безопасности, например европейская NCAP.

Правда, самое неприятное часто вскрывается в настоящих авариях. Они разбивают машины целенаправленно с целью выяснить, могут ли выжить люди без суперспособностей при ударе и сколько мелких фрагментов будет в салоне, если произойдёт самое плохое. Сразу после крупного инцидента автомобили участников ДТП попадают под экспертизу: их конструкцию тщательно изучают те, кому по роду деятельности положено искать дефекты в автомобилях. Тех самых, в которых гибнут люди.

Ради этих изменений как раз и проводят отзывные кампании. Если проблемы в конструкции находятся, семьи пострадавших подают на производителя в суд, получают кругленькие суммы на счёт, а производитель экстренно вносит изменения. У кого-то нет времени, другим просто наплевать. Правда, приезжают на такие процедуры далеко не все владельцы. Хотя беспокоиться есть о чём.

Миллиарды долларов и миллионы жизней

Фото © ТАСС / Пётр Ковалёв

Другие автопроизводители за собственную репутацию переживают и предпочитают проявлять заботу о собственных клиентах, хотя, откровенно говоря, стоит это недёшево. Шутка про АвтоВАЗ, который не проводит отзывных кампаний, потому что всё и так в полном порядке, имеет обыкновение ходить только в России.

В тормозной системе кроссоверов Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne 2011–2016 годов выпуска нашли уязвимость, которая теоретически могла приводить к неправильной работе. Одна из самых массовых отзывных кампаний в истории была проведена концерном Volkswagen. машин по всему миру, и около 60 тыс. Кампания по исправлению дефекта затронула 800 тыс. машин оказались в России.

Сначала выяснилось, что бизнес-седаны Toyota Camry, выпуск которых был налажен на заводе в Петербурге с марта 2011 по август 2014 года, нередко выходили с конвейера с бракованной шаровой опорой. В 2015 и 2016 годах отличился и японский концерн Toyota. Так произошло и в этом случае. Как известно, завод заказывает многие детали у поставщиков, которые нередко подводят с качеством деталей. В итоге неисправность могла приводить к разрушению детали прямо на ходу. Завод-изготовитель устанавливал шаровые опоры с повреждением резиновых пыльников.

Из-за риска повреждения задних ремней безопасности при контакте с металлическими панелями кузова японцы приняли решение отозвать все Toyota RAV4, выпущенные с 2005 по 2012 год. А вот в 2016 году начались настоящие проблемы с ремнями безопасности у самого популярного кроссовера от японцев — Toyota RAV4. из которых были проданы в России. Всего по миру под отзывную кампанию попало почти 3 млн кроссоверов, 150 тыс.

Не прошло и трёх лет

Фото © Shutterstock

И опять с ремнями безопасности. И вот в 2018 году новая напасть. Финские журналисты выяснили, что внедорожники Volkswagen Touareg оснащены дефектными ремнями безопасности. И опять с той же самой фирмой Takata, которая делает механизмы сохранения жизни и здоровья почти для всех производителей. В том же году Takata "обрадовала" концерны Honda и Nissan, в моделях которых нашли дефектные подушки безопасности.

В канун Нового года выяснилось, что по дорогам России ездит более 1,5 млн авто с бракованными подушками безопасности Takata, но не все водители знают об этом, а те, кто знает, не торопится в сервис. Не успели российские автолюбители встретить 2020 год, как случилась новая беда. В СМИ отмечают, что главная проблема этих подушек — блок газогенератора.

Если это происходит, то пассажиры получают самые натуральные осколочные ранения. В тот момент, когда автомобиль попадает в аварию, блок может взорваться не с той силой, с какой рассчитывали разработчики. В России о таких случаях ничего неизвестно. Сообщается, что в других странах от этого дефекта погибло 24 человека и почти 300 получили ранения различной степени тяжести.

Кто виноват и что делать?

Airbag с функцией самоподрыва ставились на все иномарки, которые продавались и продаются на территории России. Разумеется, если за рубежом отзывные кампании по подушкам безопасности, которые взрываются в лицо водителю и пассажирам, уже идут, то их можно менять и в России. Во всём мире отзывная кампания проводится уже 6 лет, а в России большая часть автовладельцев про неё узнала только 26 декабря, когда новость разлетелась по лентам СМИ. К примеру, на BMW, Mitsubishi, Nissan, Toyota, Subaru, Honda, Mazda, Ford и некоторые модели General Motors (Opel + Chevrolet).

Фото © Shutterstock

Собственно, завод-изготовитель дефект признаёт, и авторизованные сервисные центры все неисправные блоки подушек меняют на новые. Разумеется, виноват во всём исключительно производитель. Например, проверить, участвует ли автомобиль в сервисной кампании, можно прямо на сайте Росстандарта, введя в специальное поисковое окно VIN-код автомобиля. Но есть тонкости. Устранение неисправности проводится бесплатно и занимает всего 1–2 часа. Если машина оказалась в списке проблемных, то нужно срочно приехать к официальному дилеру на процедуру замены.

Если автомобиль был куплен не в России, то, вероятно, в замене могут отказать. Но это на бумаге. Юрист Павел Семизоров объяснил, как поменять критически важные элементы системы безопасности бесплатно. Кроме того, российские дилерские центры не всегда честны на руку, поэтому согласие на замену подушек безопасности дать, конечно, могут, только не исключено, что в конце выкатят солидный счёт.

Кампания, может, и глобальная, но у российских дилеров зачастую своя правда бывает. Убедитесь, что автомобиль был куплен в России. Позвоните заранее, свяжитесь с сервисным отделом, узнайте условия замены, чтобы не решать этот вопрос на месте

Павел Семизоров

Не исключено, что подушки безопасности с дефектом не единственное, что нужно заменить. В любом случае, за состоянием машины нужно следить. И сделать это в большинстве случаев можно совершенно бесплатно.

Андреев Сергей