Не время для бизнеса. Арендодателей в офисных центрах ждёт неприятный сюрприз

Трудно себе представить мегаполис без вечно спешащих людей, гула машин и нескончаемой работы. Тем не менее сейчас, в период эпидемии, потихоньку вырисовывается именно такая картина. Большинство компаний отправились на дистанционную работу. И в этом есть свои плюсы и минусы.

С одной стороны, работа продолжается в штатном режиме, но только из дома. Если продуктивность не нарушится, работодателю это даже может быть выгодно. За аренду офиса платить не надо, как и не надо сотрудникам тратить деньги на проезд. Однако такой подход может быть выгоднее компании с 20–30 сотрудниками. Другое дело, когда в штате от 50 человек и выше. Но на работу из дома своих сотрудников переводят и крупные компании. Например, частично на удалёнку перешли "Яндекс", "Райффайзенбанк", "Ситимобил".

Директор департамента коммерческой недвижимости агентства Point Estate Роман Амелин считает, что вспышка коронавируса повлияет и на покупку, и на аренду офисных площадей. Ряд потенциальных арендаторов и покупателей уже взяли паузу из-за сложившейся ситуации. Эксперт также отметил, что те компании, которые искали офисы в рабочем режиме и не имеют срочной необходимости переезжать, решили переждать месяц-два, чтобы понять, как будет вести себя рынок.

Коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов полагает, что произойдёт снижение арендных платежей, арендаторы будут массово обращаться к арендодателям за скидками, что в принципе происходит уже сейчас. Он также отметил, если на законодательном уровне будет утверждено чрезвычайное положение, то и арендаторы, и собственники помещений смогут приостановить действие договоров, пользуясь положениями об обстоятельствах непреодолимой силы. Соответственно, арендаторы смогут прекратить платить за аренду офисов.

Если говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективе (полгода и более), то всё будет зависеть от текущей ситуации. Коронавирус вынуждает компании, в том числе крупный бизнес, переводить сотрудников на удалённую работу. Если эта тенденция продолжится, то арендаторы будут пытаться оптимизировать свои офисные пространства даже после окончания распространения вируса и ликвидации его последствий. Однако если вирус удастся остановить за месяц-два, то каких-то плачевных последствий для офисного рынка быть не должно

Иван Татаринов

У генерального директора компании FinHelp Павла Вешаева прогнозы несколько пессимистичнее. По его словам, в рамках общего карантина офисные центры на время опустеют, но карантин через несколько месяцев закончится, и бизнес вернётся в офисы. Однако эксперт предполагает, что не все компании переживут такой режим: кто-то обанкротится, кто-то закроется сам, чтобы не множить убытки.

Гораздо большее влияние на рынок окажет разразившийся мировой экономический кризис, в условиях которого будут разоряться компании, бизнесы начнут сокращение затрат и в том числе будут искать офис поменьше, подальше, подешевле. Опыт работы в условиях карантина по коронавирусу, кстати, явно покажет собственникам бизнеса, как и кого они могут сократить и не возвращать в офисы, какие работы вообще передать на аутсорсинг, что приведёт к тому, что компании начнут снижать объёмы арендуемых площадей

Павел Вешаев

А будут ли компенсации?

Фото © ТАСС / Евгений Разумный

Эксперт Иван Татаринов отметил, что большинство московских бизнес-центров принадлежат частным компаниям, поэтому в виде льгот они могут получить лишь оптимизацию налогового бремени (НДС, налог на прибыль и за землю). Послабления на другие операционные затраты со стороны города вряд ли возможны. Также возможно, что собственники бизнес-центров, имеющие кредитные обязательства, смогут договориться о реструктуризации этих долгов.

Роман Амели согласился с мнением коллеги и добавил, что ждать дотации собственникам офисных центров точно не стоит. Никаких компенсаций они не получат — это форс-мажорная ситуация, прописанная в любом договоре аренды. Такого же мнения придерживается Павел Вешаев. Однако эксперт дал несколько рекомендаций, которые, возможно, облегчат трудное положение арендодателей.

Надо прикинуть несколько сценариев развития событий, чтобы понимать, как действовать, исходя из текущей ситуации. Рассчитать, какие средства где есть, какие ресурсы можно использовать. Понять, ниже какой цены аренды вам нет смысла падать. Следует обсудить ситуацию с банками, если у вас есть кредиты. Лучше сделать это заранее, до любых стрессовых ситуаций и начала проблем с выплатами. Пытаться передоговариваться, обсуждать новые условия

Павел Вешаев

Эксперт советует поговорить и с ключевыми арендаторами: чего они ожидают, какие у них планы, когда заканчиваются договоры, какие планируют действия предпринимать. Также нужно понять, что они могут предложить своим клиентам: отсрочки, каникулы, скидки. По мнению эксперта, не стоит спешить повышать арендные ставки. Проще снизить цену, чем потерять арендатора и терпеть пустующие помещения на 3–6 месяцев.