Карантин в Европе лихорадит Россию. Работу автомобильных заводов ставят на паузу

Российские автомобильные заводы временно остановили свою работу из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Однако сами по себе российские производства не должны пострадать — остановка конвейеров связана со сбоями в логистике и сложной эпидемиологической обстановкой в Европе.

Не щадит никого

Из пяти стран с наибольшим количеством заболевших CoViD-19 — три крупных европейских государства. Германия — почти 40 тыс. заболевших, Италия — 70 тыс. заболевших (наивысший показатель среди стран Европы), Испания — 45 тыс. заболевших. Все три страны вовлечены в крупное автомобильное производство — Италия и Германия располагают полным производственным циклом, Испания — крупный поставщик комплектующих практически для всех мировых производителей автомобилей.

Европейская медицина со вспышкой болезни не справилась, и кроме банков, школ, фитнес-центров и небольших производств сотрудники стали массово уезжать в инфекционные больницы прямо со сборочной линии на автомобильных заводах. Нужно признать, что европейские автопроизводители и локальные заводы в других странах держались до последнего — распоряжение перейти на вынужденный простой из-за карантина отдали в начале нынешней недели.

Встали на раздачу

В список автопроизводителей, которые приостанавливают работу или серьёзно сокращают объёмы производства, вошли все без исключения крупные заводы. Как ни странно, наиболее оперативно удалось среагировать французской PSA Group, выпускающей машины под брендами Peugeot, Citroen и Opel. Заводы компании в Европе будут закрыты только до 27 марта. Представитель PSA Group в России Лилия Мокроусова сообщила, что завод PSA в Калуге будет закрыт в период с 1 по 3 апреля включительно, а сотрудники совместного производства ООО "ПСМА Рус" будут находиться в коллективном отпуске с 6 по 10 апреля.

Важно пояснить, что кроме дефицитных новых автомобилей в Европе и, как следствие, в России может вспыхнуть и другой кризис, связанный с поставками шин, дисков и комплектующих для иномарок в целом. Например, крупнейшие производители шин — Pirelli и Michelin — уже сообщили, что будут соблюдать карантинные меры в целях сохранения здоровья сотрудников, хотя это, вне всякого сомнения, приведёт к появлению убытков. Те же принципы будут распространяться и на российские заводы, которые производят шины по европейским технологиям и лицензиям — до 10 апреля отгрузки будут либо минимальными, либо прекратятся вообще.

Фото © ТАСС / EPA / Gyorgy Varga HUNGARY OUT

Fiat Chrysler сложнее перенесёт период пандемии. До 10 апреля будут закрыты все без исключения производственные площадки холдинга в Европе. Renault SA закроет все производства как во Франции, так и на территории Испании, где, к слову, работает не менее десятка крупных автомобильных заводов, обеспечивающих местное население стабильным заработком. В противовес европейским заводам рост производства показали китайские крупные компании. Например, заводы BMW и Mercedes в Китае, равно как Toyota, Honda и Nissan, возобновили свою работу почти сразу, как заболеваемость CoViD-19 пошла на спад.

Кстати, любители суперкаров тоже останутся без подарков на Новый год. Lamborghini, Ferrari, Bugatti, Pagani, McLare, Koenigsegg остановят производство до 12–14 апреля, что повлияет на график поставок уже оплаченных суперкаров.

Россия не останется в стороне

Российские заводы крупных зарубежных концернов тоже пострадают от эпидемии CoViD-19 и связанного с ней карантина. К примеру, Volkswagen уже остановил производство на заводе в Калуге. Пресс-секретарь Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович отметила, что в связи с нехваткой компонентов, поставляемых с европейских заводов, российское подразделение Volkswagen временно приостановит производство на автомобильном заводе в Калуге и контрактную сборку в Нижнем Новгороде на две недели — с 30 марта по 10 апреля 2020 года.

Период приостановки производства будет квалифицироваться как простой и будет оплачиваться производственному персоналу согласно российскому законодательству и локальным нормативным актам компании. В настоящее время мы можем обеспечить стабильные поставки автомобилей и запчастей нашим дилерам и клиентам

Наталья Костюкович

Пресс-секретарь Volkswagen Group Rus

Японские производители уже начали принимать меры. К примеру, автомобильный завод Nissan в РФ перейдёт на работу в одну смену, однако о полной приостановке производства речи пока не идёт.

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

В пресс-службе китайского автопроизводителя Haval отметили, что российский завод компании продолжает работать в обычном режиме. Особо отмечается, что компания тесно сотрудничает с Администрацией Тулы и городским Министерством здравоохранения, чтобы гарантировать безопасность сотрудников и жителей.

На завод направили бригаду врачей для проверки выполнения всех необходимых мер безопасности и предотвращения распространения вируса. На заводе ежедневно проводятся измерения температуры у всего персонала — местного и китайского. Учитывая обстоятельства, бренд Haval кардинально пересмотрел планы командировок в Россию для большинства китайских сотрудников, после Нового года в страну въехало менее 20 представителей. В данный момент все они находятся в карантинной зоне — в специализированных общежитиях, где будут пребывать не менее чем 14 дней для комплексного наблюдения

Пресс-служба

Haval Россия

Единственный завод Mercedes в подмосковном Поварове пока не меняет графика производства автомобилей, однако сотрудники уже осведомлены, что в случае необходимости производство будет закрыто на карантин до 8–9 апреля. А вот на Волжском автомобильном заводе всё спокойно — руководитель информационной службы профсоюза АвтоВАЗа Татьяна Чайкун пояснила, что никаких изменений на производстве не планируется.

Если что-то происходит, то профсоюзные организации уведомляют в первую очередь. У нас даже близко ничего нет. Предприятие работает в штатном режиме, нет изменений в работе от слова совсем. Никаких сокращений, ничего, работаем как обычно

Татьяна Чайкун

Руководитель информационной службы профсоюза АвтоВАЗа

От комментариев на тему вероятных массовых сокращений сотрудников автозаводов отказались и в Общероссийском профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. На эти же вопросы не отвечают и в пресс-офисах автопроизводителей, отмечая, что речь идёт только о приостановке производства на время, а не о его закрытии на длительный период.

Дефицит колёс

Фото © ТАСС / Геодакян Артём

Аналитик ГК "Финам" Алексей Калачёв отметил, что никакого дефицита новых автомобилей в связи с карантином не предвидится. По его словам, спрос на новые автомобили немного "просел" в связи с падением цен на нефть и колебаниями национальной валюты, да и сами производители на момент начала карантина успели отгрузить дилерам достаточное количество новых автомобилей.

Его слова подтверждает пресс-секретарь Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович.

В настоящее время наш офис продаж в России работает в полном объёме, обеспечивая стабильные поставки автомобилей и запчастей нашим дилерам и поддерживая оптимальный уровень запасов для удовлетворения рыночного спроса

Наталья Костюкович

Пресс-секретарь Volkswagen Group Rus

Аналитики ГК "Финам" и другие аналитические компании отмечают, что в связи с низким уровнем локализации производства запасных частей в России может некоторое время наблюдаться нехватка брендовых оригинальных запасных частей. В то же время, по словам аналитика ГК "Финам" Алексея Калачёва, российский рынок насыщен не только за счёт брендовых фирменных запчастей, но и за счёт дешёвых аналогов как европейского, так и китайского производства, поэтому обычные водители заметят разве что незначительное подорожание запчастей для своих автомобилей.