Иран и Украина разошлись в версиях крушения «боинга». Российские эксперты не верят в объективное расследование

Иран и Украина озвучили первые итоги расследования крушения украинского пассажирского лайнера Boeing 737-800.

Напомним, самолёт летел из тегеранского аэропорта в Киев. Буквально через несколько минут после взлёта на высоте 2400 метров он воспламенился, начал разваливаться и медленно падать, в итоге разбившись о землю на юго-западе Тегерана. Погибли все пассажиры и весь экипаж — всего 176 человек. И это чудо, что не пострадало ещё больше. В зоне риска находились люди, живущие возле тегеранского парка развлечений Лале, куда и упало воздушное судно.

Мало того что падение украинского "боинга" само по себе выглядит очень таинственно, так ещё и место аварии — Иран — находится в эпицентре мирового военного напряжения. Сразу после страшной трагедии по всему земному шару начали строить версии. Достаточно вспомнить убийство американскими ВС иранского генерала Касема Сулеймани и ответ иранского Корпуса стражей исламской революции, которые обстреляли американские военные объекты в Ираке.

Тем не менее должностные лица Ирана и Украины уже успели сделать первые официальные заявления, озвучив совершенно противоположные версии. Ситуация на Ближнем Востоке, близкая к третьей мировой войне, максимально запутывает и тормозит расследование авиакатастрофы. И обе эти версии российские авиаэксперты оценивают скептически.

Что говорит официальный Иран

От лица Ирана первые итоги расследования авиакатастрофы огласил глава Национального авиационного управления Али Абедзаде.

Глава Национального авиационного управления Али Абедзаде

Фото ©

cao.ir

При этом пилоты не сообщали о нештатной ситуации на борту. — Самолёт поднялся на высоту 8000 футов и пропал с радаров. Хомейни из-за возникшей технической проблемы. После воздушное судно развернулось, как если бы направилось обратно в аэропорт им. На это указывает траектория полёта, —

заявил Али Абедзаде. — Согласно показаниям очевидцев с земли, самолёт загорелся в воздухе и взорвался от удара о землю. Падение произошло на территория парка развлечений на юго-западе Тегерана. Все 167 пассажиров погибли. На месте крушения найдены чёрный ящик и диктофон кабины. Оба устройства повреждены огнём, но их внутренняя память сохранилась. Сейчас они находятся у иранских следователей авиационных происшествий.

В соответствии с Чикагской конвенцией Иран приглашает все стороны авиакатастрофы к расследованию. По словам Абедзаде, в первую очередь об авиакатастрофе сообщили Украине как стране, где зарегистрировано судно, Соединённым Штатам Америки как стране-производителю, Швеции и Канаде как странам, заявившим, что их граждане летели данным рейсом. Первой прибыла в Тегеран группа украинских экспертов.

Украина, как обычно, винит Россию

Вот какое заявление сделал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. Прямо противоположной позиции придерживается Украина.

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов

Фото © facebook /

Олексій Данилов

Это 45 человек. — В соответствии с решением президента Украины Владимира Зеленского в Тегеран прибыла украинская государственная комиссия по расследованию катастрофы "боинга". Среди основных, — начинает Сейчас ими изучаются различные версии внезапного падения самолёта.

перечислять Алексей Данилов, — поражение самолёта из российского зенитного ракетного комплекса "Тор" — проверяется информация из Сети об обнаружении обломков ракеты вблизи места катастрофы; столкновение с беспилотником или другим летающим объектом; разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам; взрыв самолёта изнутри в результате террористического акта. В состав комиссии включены специалисты, участвовавшие в международном расследовании атаки российских военнослужащих на малайзийский "боинг" МН-17 17 июля 2014 года в воздушном пространстве Украины, — особо подчёркивает высокий украинский чиновник, традиционно бросая на Россию тень вины и за ту авиакатастрофу пятилетней давности, международное расследование по которой ещё не завершено.

Честно говоря, эта свежеиспечённая конспирологическая версия уже не удивляет. Если судить по словам официального представителя СБНО Алексея Данилова, Украина склоняется к версии, что, скорее всего, во всём виноваты русские или в крайнем случае русское оружие.

Что думают в США и Канаде

Скупую Ни американцы, ни канадцы пока не делали официальных заявлений по крушению украинского "боинга".

информацию о том, каких версий придерживаются в этих двух странах, опубликовало лишь международное информагентство Reuters. Согласно его анонимному источнику в американских спецслужбах, США пока оценивают причины падения самолёта как техническую неисправность. Канадский источник сообщает, что есть некие доказательства перегрева одного из двигателей.

Крушение странное и загадочное, комментирует заслуженный лётчик России

Специально для а официальные версии Ирана и Украины, а также неофициальные Канады и США оценил заслуженный пилот России Вадим Базыкин.

Честно скажу, для меня и моих коллег оно выглядит очень странно и загадочно, — признаётся заслуженный лётчик России Вадим Базыкин. — В среде лётчиков мы, естественно, уже обсуждали это крушение. Конструктивно двигатель выполнен так, что он может полностью выгореть, даже отвалиться с пилона, но для "боинга" 737 это не будет катастрофично. — Что там могло произойти по технической части? То, что возгорание потушится, вариант почти 100%. У него двойная система пожаротушения.

Это в принципе крайне редко бывает. — Очень странной выглядит версия перегрева двигателя. А упавший самолёт взлетал утром, когда ещё не стояло 50-градусной жары, —- недоумевает Базыкин. "Боинги" рассчитаны и по Африке летать.

Во-первых, в случае обрыва лопаток, которые разносятся как осколочная граната Ф-1. — Крушение из-за неполадок двигателя возможно лишь при двух условиях, — утверждает Базыкин. Во-вторых, в случае если при пожаре не была перекрыта подача топлива из бака в двигатель. Такое могло произойти по вине аэродромных служб, халтурно очистивших взлётную полосу, из-за чего какой-то болт или винт подсосало двигателем. Последнее более возможно, но очень сомнительно. А это могло произойти либо из-за глупой ошибки экипажа, что крайне сомнительно хотя бы потому, что они не самоубийцы, либо из-за нарушения связи компьютер-самолёт. Потому-то меня также смущает отказ связи между землёй и пилотами. Повторюсь, "боинги" сделаны так, что их сложно убить — очень редко там что-то отказывает по технической части, крайне надёжная машина. Ведь даже если бы отказала основная, осталась бы дублирующая.

— Судя по видео, они не растерялись. — А вот к экипажу у меня особых вопросов нет, — говорит Вадим Базыкин. Чего-то им не хватило, наверное, запаса высоты. Раз они разворачивались к аэродрому вылета, спланировали мимо жилых домов, не падали камнем, не теряли скорости, значит, были в нормальном психологическом состоянии, в адеквате.

Слишком уж это логично с точки зрения военного специалиста. — Почему сейчас много говорят о ракете, понятно. Там ждали удара обратно, включили систему ПВО. Только что Иран обменялся с США ракетными ударами. Если ты выпускаешь борт, то даёшь военным команду. Но… В любом случае идёт согласование. Они должны отслеживать его, чтобы, не дай бог, не сработали ракетные установки с земли, — скептично настроен и по отношению к этой версии Базыкин.

9 января

прошло первое ирано-украинское заседание по расследованию крушения "боинга" 737-800. Решается вопрос, куда будут отправлены для исследования чёрные ящики и кто будет участвовать в расшифровке их данных. Однако российский авиаэксперт Базыкин не надеется на объективность и скорость расследования.

Там речевой информатор, его можно прослушать через два-три часа после крушения. — Казалось бы, многое может прояснить чёрный ящик. И мне не странно, что эти данные до сих пор не опубликовали. Тут не надо ничего расшифровывать. Никому это невыгодно. Здесь замешана большая политика. Уверен, в данной ситуации объективности не будет, будет так, чтобы не разжечь, — подытоживает Вадим Базыкин у.

Егор Пережогин